С проблемой выбора между механической и автоматической коробкой переключения передач сталкиваются практически все автолюбители. У обоих вариантов управления крутящим моментом, передающимся на ведущие колеса автомобиля, есть свои плюсы и минусы. В этой статье мы попытаемся в них разобраться.
У каждой из КПП есть свои сторонники. Водители, управляющие машинами с «механикой», в один голос твердят, что не испытывают никаких проблем с ручным переключением передач. По их единому мнению, лучше самому решать, с какой нагрузкой и в каком режиме будет ехать машина, а не передавать эти функции автоматической коробке.
Давайте подробно рассмотрим аргументы сторонников механической коробки передач. В основном они касаются не плюсов «механики», а различных ограничений, связанных с эксплуатацией автоматической КПП.
Первым минусом АКПП являются ограничения, связанные с буксировкой неисправного автомобиля с «автоматом». Рекомендации производителей по этому поводу разнятся, но все сходятся в одном: буксировать такую машину можно на небольшие расстояния на ограниченной скорости. Так, компания Форд свои машины с автоматом рекомендует буксировать на скорости не более 56 км/час и не дальше, чем на 80 километров.
Естественно, напрашивается вопрос, - почему? Дело в том, что автоматическая КПП имеет одну общую систему охлаждения с двигателем. Не заведен двигатель – не охлаждается и коробка. Во время буксировки машины колеса приводят в движение механизмы АКПП. Без охлаждения трансмиссионное масло может нагреться так, что может повредить покрытие фрикционов. Части этих деталей могут попасть в масло и забить соленоиды блока управления и другие детали коробки. В результате автомат выйдет из строя, а ремонт его обойдется намного больше услуг эвакуатора. Поэтому, если Ваша машина с автоматической коробкой переключения передач заглохнет на трассе, то лучше потратить деньги и вызвать аварийную службу, чем потом платить за дорогостоящее восстановление АКПП.
Второй минус – невозможность завести машину «с толкача». Конечно, немцы или американцы на этот способ запуска двигателя смотрят с округленными от удивления глазами, но у нас, где на аккумуляторах экономят, такое является обыденным явлением. Особенно зимой, когда у подержанных дизелей возникают проблемы с запуском.
Причина такого ограничения в том, что у «автоматов» отсутствует жесткая связь между ведущими колесами и двигателем. Как ни странно это прозвучит, но крутящий момент в этих машинах передается через масло, а не трение между дисками, как в автомобилях с механической КПП.
Ну и, пожалуй, основным недостатком автоматов является их цена. В силу своего более сложного устройства они и стоят намного дороже. Добавьте к этому необходимость регулярного технического обслуживания (масло надо менять строго через 70000 километров пробега), более высокий расход топлива (примерно на 10% больше, чем у автомобилей с механикой), - и Вы получите представление об аргументах сторонников механических КПП.
Получается, что у нас в статье только о минусах автоматов получилось рассказать. Справедливости ради, добавим пару хороших слов об АКПП.
Первое, - управлять машиной с «автоматом» не просто, а очень просто! Это незаменимый вариант для новичков за рулем, особенно для девушек. Чего уж проще: нажал одну педальку – машина поехала, нажал другую, она остановилась. Нет необходимости чувствовать автомобиль, регулировать нагрузку на двигатель – за тебя все сделает автоматика. Но тогда будьте готовы выложить деньги в случае поломки. Комфорт требует жертв!
Выбор: механическая или автоматическая коробка передач.