Никто не будет спорить, что двигатель - сердце машины. Он, а также все важнейшие агрегаты автомобиля находятся под капотом. Естественно, что осмотр этого отсека машины необходимо начинать с двигателя. Идеальный случай - когда двигатель предварительно не мыли. Достаточно одного взгляда на пыльный мотор, чтобы определить наличие протечек и убедиться в его герметичности. Это относится и к другим деталям двигательного отсека и трубопроводам. Но чаще всего продавцы пытаются пустить «пыль в глаза» и тщательно моют все пространство под капотом. В этом случае надо тщательно осмотреть силовой агрегат на наличие протечек масла. Проверьте все трубопроводы: не потрескались ли они и не сочится ли жидкость из мест соединений.
Теперь давайте рассмотрим более конкретно, что именно может подтекать в двигательном отсеке и чем это может грозить.
Прежде всего, это моторное масло. Его протечка может быть вызвана как элементарным растрескиванием прокладки (это легко устранить при помощи ее замены), так и более серьезными проблемами, например трещиной в блоке цилиндров. Еще хуже, если масло капает прямо на ремень газораспределительного механизма. Это приводит к его быстрому износу, а обрыв ремня ГРМ может привести к серьезной поломке двигателя. Особенно катастрофические последствия это вызывает у дизельных агрегатов.
Из автоматических коробок переключения передач часто подтекает трансмиссионное масло. Эта неисправность требует дорогостоящего ремонта АКПП с заменой всех прокладок. В худшем случае течь может быть вызвана трещиной в корпусе. Запаять его невозможно. Из этой ситуации существует один, очень дорогой выход - замена корпуса АКПП новым. Кроме того, очень важно понимать, что каждая минута работы «автомата» с недостаточным уровнем масла крайне изнашивает все узлы этого сложного устройства и может стать причиной серьезной поломки.
Охлаждающая жидкость. Часто причиной падения уровня антифриза в расширительном бачке продавцы называют его испарение. На самом деле это не так. Скорость испарения охлаждающей жидкости невелика. В этом случае надо искать течь радиатора или патрубков. Лучше всего сделать это на холодном двигателе, когда антифриз не будет успевать мгновенно испаряться, а образует лужицу под машиной.
Утечка тормозной жидкости - серьезная проблема. В этом случае может перестать функционировать тормозная система автомобиля, а это приводит к серьезным авариям, опасным для жизни. Практически все модели машин оборудованы специальным индикатором, расположенным на панели приборов, который сигнализирует о такой неисправности (конечно, если умельцы не замкнули провода датчика, размещенного в бачке с тормозной жидкостью).
Утечку омывателя стекол и фар можно определить по характерному для этой жидкости запаху. Практически все виды омывателей снабжены отдушкой. В этом случае необходимо проверить целостность бачка и соединительных шлангов.
Капать под капот может и вовсе безвредный конденсат из охладителя кондиционера. Это нормальное явление и во всех инструкциях указано, что такая протечка является неисправностью.
После наружного осмотра приходит время проверки уровня масла в двигателе. Каждая машина оборудована специальным масляным щупом, размещенным в специальном технологическом отверстии силового агрегата. Реальный уровень масла можно определить, когда автомобиль находится на ровной площадке. Лучше всего проверять холодный двигатель. Если же его запускали, то придется подождать минут 5-10, пока масло стечет в поддон. Для проверки щуп необходимо достать и протереть тканью. После этого измерительный инструмент вставляют обратно до упора и достают снова. Теперь уровень масла будет виден наглядно. Нормальным считается, когда кромка масляной пленки находится между двумя отметками, показывающими максимально и минимально допустимые значения.
Стоит учесть, что перед продажей любой владелец позаботится о устранении таких очевидных минусов, как недолив масла. Нас же при проверке будет больше волновать не уровень, а состояние масла. Внимательно рассмотрите жидкость на щупе и тряпке, которой его вытирали. Если в масле есть мелкие металлические опилки, это явный признак износа вкладышей коленвала. Такой двигатель может скоро заклинить, и он навсегда выйдет из строя. В идеальном случае масло золотистого цвета и не содержит примесей. Темный цвет масла говорит о том, что его давно не меняли или двигатель работал при температурах, превышающих максимально допустимые. Даже если перед продажей продавец заменил моторное масло, следы перегрева можно обнаружить на крышке заливной горловины. Открутите ее и внимательно рассмотрите с обратной стороны. Если на ней есть темный налет - скорее всего двигатель работал с неисправной системой охлаждения. Хорошо, если с Вами рядом окажется фонарик. В этом случае посветите им внутрь горловины. В хорошем двигателе на стенках не будет налета, а детали, видимые глазу, будут покрыты ровным слоем масла золотистого цвета.
Теперь можно проверить целостность прокладки блока цилиндров. Для этого надо завести двигатель и посмотреть на расширительный бачок. Если в нем появились пузырьки воздуха -с прокладкой проблемы. Стоит обратить внимание на цвет охлаждающей жидкости. В исправной машине она прозрачная, без рыжей взвеси. Такой осадок может появиться, если были смешаны несовместимые виды охлаждающей жидкости или используется радиатор с забытыми известковым налетом трубками. Если в машине пробита прокладка блока цилиндров, то кроме пузырьков воздуха в охлаждающую жидкость может поступать масло. О его наличии свидетельствуют радужные разводы на поверхности антифриза. Для того, чтобы проверить уровень масла в АКПП, двигатель необходимо прогреть и достичь нормального уровня холостых оборотов. Машину устанавливают на горизонтальную площадку. Измерение уровня масла производят тоже при помощи щупа, только на этот раз используют специальный щуп АКПП.
Машину необходимо поставить на стояночный тормоз: автомобиль, оборудованный АКПП, может тронуться, если случайно задеть рычаг выбора режима. Сидя за рулем, необходимо нажать на педаль тормоза, потом поочередно включить все передачи, чтобы масло равномерно распределилось по коробке. После этого машину можно заглушить и лезть под капот проверять уровень масла. Если он находится между максимальной и минимальной отметкой, все в порядке. Трансмиссионное масло обычно розового цвета. Темное масло с горелым запахом - верный признак того, что жить АКПП осталось недолго! И, напоследок, еще несколько аспектов, на которые надо обратить внимание при проверке двигателя.
Прислушайтесь к звуку работающего двигателя. Он должен быть ровным, без стуков и диссонанса. Не допускается самопроизвольное падение и возрастание оборотов. Идеальным является вариант, когда есть возможность проверить компрессию цилиндров при помощи специального манометра.
Проверить герметичность системы выпуска отработанных газов можно, просто приложив ладонь к отверстию в выхлопной трубе. Если двигатель сразу не заглох - глушитель проржавел и в нем появились отверстия, через которые могут беспрепятственно выходить выхлопные газы.
Следует обратить внимание и на цвет дыма, выходящего из выхлопной трубы. Если при нажатии педали газа на бензиновой машине появляется бледно-серый дым - все в порядке. Черный дым свидетельствует о неполном сгорании топливной смеси. В случае, если из трубы идет дым синего цвета - горит моторное масло. Это может потребовать ремонта силового агрегата.
При условии надлежащего обслуживания двигатель и коробка переключения передач прослужат Вам минимум до 300 000 километров пробега. Придерживайтесь наших рекомендаций, и Вы приобретете надежный автомобиль.