Двигатель - сердце автомобиля. Специалисты легко ориентируются в понятиях «мощность», «объем», «количество цилиндров». Конечно, непосвященному человеку во всем этом разобраться сложно, поэтому в нашей статье мы попробуем со всем этим разобраться. Известно, что одной из характеристик двигателя является количество цилиндров, в которых происходит сгорание топливно-воздушной смеси. Существует ошибочное мнение, что чем больше цилиндров, тем двигатель мощнее, и может развивать большую скорость. На самом деле есть примеры шестицилиндровых силовых агрегатов с рабочим объемом в 2 и 1,8 литра. Эти показатели более характерны для четырехцилиндровых двигателей. Причина использования большего количества цилиндров совсем не в погоне за мощностью. Просто «шестерка» самый «уравновешенный» двигатель внутреннего сгорания. Он меньше всего вибрирует при работе и поэтому является самым долговечным.
И объем двигателя, оказывается, тоже не может считаться объективным показателем, определяющим крутящий момент и мощность. Существуют силовые агрегаты с рабочим объемом в 1,4 литра, которые выдают «на гора» больше лошадиных сил, чем их аналоги с 2,5 литрами.
Так как же разобраться во всем этом? Нужна обобщенная величина, при помощи которой можно составить представление о двигателе. Оказывается, решение этой проблемы существует!
Для того, чтобы понять, на что способен двигатель, специалисты разработали «внешнюю скоростную характеристику» (ВСХ), График индивидуален для каждого агрегата и получается опытным путем во время испытаний на стенде. Если говорить простым языком, ВСХ показывает зависимость мощности и крутящего момента от оборотов двигателя. Крутящий момент показывает способность машины разгоняться, и на графике ВСХ показано, при каких оборотах эта величина достигает максимального значения. Если Вы знаете, что пиковое значение крутящего момента наступает при 2500 об/минуту, нет смысла «газовать», перегружая двигатель на оборотах в 5000.
Конечно, не каждый производитель публикует графики ВСХ. Если честно, в них нет большой необходимости, достаточно знать несколько цифр: пиковую мощность, крутящий момент и обороты, на которых они достигаются. Естественно, напрашивается вывод, чем быстрее двигатель покажет максимальную производительность, тем резвее и быстрее будет автомобиль. Не забудьте учесть при этом полную массу автомобиля. В некоторых случаях более легкая машина быстрее разгонится до ста километров в час даже с маломощным двигателем.