Как выяснить причины увеличенного расхода горючего и нормализовать его
Почти все автомобилисты рано или поздно начинают присматриваться к расходу топлива своего «железного коня», тогда они сравнивают полученный результат с данными, указанными в ПТС. Если цифра расхода получилась большей, автолюбитель сразу начинает искать способы для уменьшения расхода, но в первую очередь стоит выяснить причины, которые приводят к увеличению расхода.
Все те причины, которые ведут к увеличению расхода горючего условно делятся на субъективные и объективные. К первым относится человеческий фактор, ведь расход может расти из-за перегрузки транспортного средства, из-за стиля езды, установки разного оборудования и т.д. А вот ко вторым относятся разные технические проблемы агрегатов и узлов, которые изнашиваются или выходят из строя, то есть уже не способны выполнять свои функции так само хорошо, как раньше.
Наиболее часто встречаются технические проблемы, из-за которых увеличивается расход дизельного топлива или бензина к ним можно относить:
1. Зазоры свечей зажигания. Если зазоры в свечах выставлены неправильно, что нарушает оптимальное расстояние между боковым и центральным электродами, то расход топлива будет повышенным до 4 %, ведь в работе свечей зажигания случаются перебои.
2. Позднее зажигание. Стоит углу опережения зажигания сместится даже незначительно (хотя бы на 1°) расход увеличивается на 1%. Причем, чем больше этот угол смещен, тем больше возрастает и расход топлива.
3. Износ цилиндропоршневой группы. Если узлы цилиндропоршневой группы выходят из строя, что зачастую случается при продолжительном использовании некачественного горючего или на больших пробегах, потребление топлива повышается в значительной мере.
4. Температура охлаждающей жидкости слишком низкая. Если охлаждающая жидкость имеет температуру ниже расчетной, то силовому агрегату приходится расходовать больше топлива для прогрева из-за чего расход увеличивается примерно на 10%.
5. Нет регулировки сход-развала. Если на машине не отрегулированы углы установки колес, то это способствует быстрому стиранию резины, провоцирует заносы авто, потерю управляемости, а все это в итоге сказывается на расходе.
6. Износ кривошипно-шатунного механизма. При износе цилиндров, поршней и поршневых колец в цилиндрах уменьшается компрессия, что ведет к потере мощности мотора. Для настройки мощности водитель вынужден часто нажимать на педаль акселератора, от чего тоже зависит экономичность.
7. Износ сцепления. Если из строя выходят узлы сцепления, то в следствии появляются пробуксовки и приходится перегазовывать больше, чем при исправном сцеплении, а это тоже увеличивает расход топлива.
8. Неисправность термостата. Если этот агрегат ломается, к примеру, клинит в открытом положении, что особенно страшно зимой, то мотор не прогревается до нормальной температуры, что увеличивает расход горючего.
9. Износ газораспределительного механизма. Если этот механизм изнашивается, что бывает в случае износа звездочек и цепи привода, износе зубчатых шкивов, втягивании зубчатого ремня, нарушении тепловых зазоров на клапанах, износе маслоотражательных колпачков и прочее, то цилиндры теряют герметичность, а это уже в конце такта сжатия при начале расширения, снижает давление. В следствии происходит потеря мощности мотора и повышается расход горючего.
10. Нерегулярная замена воздушного фильтра. Если владелец машины нарушает периодичность замены, то это провоцирует увеличение топливного аппетита двигателя, ведь забитый воздушный фильтр мешает свободному поступлению в мотор воздуха, ухудшая эффективность сгорания топливной смеси.
11. Низкое давление в шинах. Если давление в покрышках пониженное, то появляется высокая сопротивляемость качению, а это увеличивает расход топлива на 3%. Даже если давление снижается только в одном колесе, это также провоцирует повышение расхода.
12. Неправильная работа датчиков электронного управления силовым агрегатом. Неправильные настройки расходомеров поступающего воздуха, кислородных датчиков, датчиков положения дроссельной заслонки в электронный блок управления силовым агрегатом поступает неверная информация о работе основных агрегатов и узлов мотора. Из-за этого двигателю передается обогащенная или обеденная топливная смесь, что увеличивает расход путем потери мощности мотора.
13. Загрязнение форсунок. Когда на соплах топливных форсунок образуются смолистые отложения (из-за использования низкокачественного топлива) нарушается герметичность и топливо не может попадать в цилиндры в оптимальном количестве, поэтому оно не сгорает эффективно, что кроме всего остального также повышает расход.
К субъективным факторам повышения потребления мотором машины горючего относятся следующие причины:
1. Резкие ускорения и торможения. Скачкообразный стиль езды приводит к увеличению расхода горючего, ведь силовой агрегат постоянно нуждается в большом количестве бензина или солярки из-за больших нагрузок.
2. Перегрузка машины. Если нагружать транспортное средство сверх меры, то вы провоцируете увеличения расхода. Если нагрузить лишние 100 кг груза, это уже увеличивает потребление горючего на 10%. Пустой багажник на крыше увеличивает расход до 5%, а груженный – до 40%. Ради справедливости стоит сказать. Что расход зависит от аэродинамичности такого багажника, его конструкции и скорости езды.
3. Дополнительное оборудование: спойлеры, обвесы. Установка любых навесных элементов на машину, которые не предусмотрел завод-изготовитель, нарушают общую аэродинамику, что повышает топливный аппетит.
4. Передвижение с открытыми окнами. Если продолжительно ехать с открытыми окнами со скоростью 50 км/ч и больше, то это тоже ухудшает аэродинамику, расход увеличивается на 4%.
5. Ближний и дальний свет фар. Если постоянно включен ближний свет, то это увеличивает расход на 5%, а дальний увеличивает его на 10%.
6. Постоянно работает кондиционер или магнитола. Чтобы питать климатические и электронные системы транспортного средства расходуется топливо. Если постоянно ездить с включенным кондиционером с максимальной мощностью, то расход увеличивается до 15%, а мультимедийные системы повышают его в среднем на 7%.
7. Применение жидкостей и масел, параметры которых не подходят трансмиссии и мотору. Не зря все производители советуют владельцам машин использовать для двигателя и трансмиссии смазки определенной вязкости. Если не придерживаться данного правила и брать смазку, которая например, имеет большую вязкость, чем рекомендуется, расход может увеличиться от 10 до 15%.
Вопрос о том, как нормализовать расход топлива волнует многих автомобилистов. Так как же все-таки можно умерить аппетит своего «железного коня». Начинаем с объективных причин.
1. Некорректный зазор между центральным и боковым электродами свечей устраняется с помощью инструмента с щупами. Прежде чем начать корректировать зазоры стоит измерить их с использованием проволочного круглого щупа-калибра. Если вы не имеете этих инструментов, надо обратиться на сервис.
2. Чтобы зажигание работало правильно, нужно установить правильные углы опережения на СТО. После установки мастера проводят проверку с помощью диагностического сканера, а регулируют стробоскопом.
3. Изношенные узлы цилиндропоршневой группы придется поменять на новые.
4. Низкая температура охлаждающей жидкости может иметь несколько причин. В первую очередь это любые неисправности системы охлаждения, чаще всего разгерметизация. Обязательно проверьте систему на герметичность, а те элементы, которые износились, нужно заменить. Может быть и такое, что охлаждающая жидкость попросту устарела, поэтому больше не способна справляться со своими обязанностями и нуждается в замене. Следует подчеркнуть, что срок ее эксплуатации не больше 60 тыс. км или три года.
5. Регулировать развал-схождение нужно на сервисной станции, там имеется необходимый для этой операции стенд корректировки развал-схождения и специальное диагностическое оборудование. Без использования указанного оборудования правильно установить углы колес очень сложно.
6. При износе элементов кривошипно-шатунного механизма обойтись без их замены никак нельзя.
7. Если из строя выходит сцепление, то обычно без ремонта тоже никак не обойтись, причем менять необходимо все в сборе.
8. Если термостат выходит из строя или работает некорректно, его придется демонтировать, только перед этим следует проверить работоспособность клапана и слить всю жидкость из системы. Бывает такое, что клапан может заклинивать в промежуточных и крайних положениях, значит, его необходимо отчистить от грязи. Если такой шаг облегчения не приносит, придется менять термостат.
9. Прежде чем приступить к устранению поломок механизма газораспределения необходимо продиагностировать его, чтобы определить причины сбоя. Газораспределительный механизм можно разбирать только после этого, а все элементы, которые имеют большую степень износа необходимо заменить на новые. Эту процедуру лучше всего проводить на сервисе.
10. Воздушный фильтр следует менять вместе с заменой масла двигателя, с учетом тех условий, в которых эксплуатируется транспортное средство, чем более они сложны, тем короче должен быть срок замены воздушного фильтра на новый.
11. Давление в шинах проверять следует регулярно, лучше всего при каждой заправке горючим, и при потребности подкачивать их. Если шины износились или же имеют неисправный клапан накачивания, то их надо заменить на новые. Эксперты также советуют устанавливать шины, которые имеют низкое сопротивление качению.
12. Исполнительные механизмы электронной системы управления силовым агрегатом и работу датчиков следует продиагностировать с использованием компьютерного сканера – это специальное электронное оборудование. Основываясь на полученных данных вы можете определить какой именно датчик вышел из строя, если его можно отремонтировать, то проводится ремонт, ну а если нет, то придется менять.
13. Если топливные форсунки загрязнены необходимо провести раскоксовку. Она может выполняться одним из двух способов: на сервисе с помощью подаваемых под давлением в топливную систему специальных жидкостей: декарбонайзеров и сольвента или самостоятельно с добавкой к топливу специальных очищающих присадок.
Что касается субъективных причин, влияющих на повышение расхода горючего, то с ними бороться намного легче, ведь для этого надо лишь запомнить и придерживаться некоторых правил, которые позволят вам умерить топливный аппетит своей машины.
1. Необходимо выработать спокойную и плавную манеру передвижения. Для этого нельзя срываться с места слишком резко, передачи переключать необходимо максимально плавно, переход на высшую передачу необходимо осуществлять как можно раньше. Следует активно пользоваться торможением мотором и передвижением накатом.
2. Надо стараться не загружать своего «железного коня» сверх меры. Чтобы выполнять это требование надо узнать какую грузоподъемность имеет ваше транспортное средство и не грузить больше указанного. Если у вас на крыше установлен багажник, но вы им пользуетесь очень редко, будет целесообразным его демонтировать.
3. По возможности машины вообще не стоит оборудовать различными кенгурятниками, обвесами и спойлерами, которые ухудшают аэродинамику.
4. Не нужно открывать окна авто слишком широко, необходимо только оставлять небольшие щели для проветривания, да и то лишь на незначительные промежутки времени.
5. Учитывая новые правила дорожного движения, водители обязаны ездить с включенными фарами с октября по май. В таком случае, конечно же, не удастся избежать повышенного расхода топлива, разве что вы оборудуете свой автомобиль дневными светодиодными ходовыми огнями, по сравнению с обычными лампами они потребляют меньше энергии.
6. Для снижения расхода топлива в работе мультимедийной системы необходимо делать перерыв. Что касается кондиционера, то даже если вы его включаете, не надо давать ему работать продолжительное время на максимальной мощности, что особенно относится к езде в городе, ведь при езде по шоссе, мотору приходится работать на высоких оборотах, поэтому отбор мощности компрессором не так заметен.
7. Масла для трансмиссии и мотора следует использовать только те, чьи параметры вязкости полностью отвечают рекомендованным производителем.
Важно помнить, что даже совокупность нескольких факторов увеличивающих расход топлива не приводит в конечном итоге к повышению расхода на величину, которая является суммарной. К примеру, если вы будете ездить с включенным ближним светом, открытыми окнами, загруженным багажным отсеком на крыше и засоренными форсунками, то расход горючего не увеличится на 60%, ведь он в каждом конкретном случае будет зависеть от веса вещей в багажнике, степени загрязнения форсунок, времени, на протяжении которого был включен свет и от остальных факторов.
|