Как правильно ездить по лужам и подтопленным улицам
В последнее время у нас часто возникает опасность подтопления дорог. Учитывая это, следует рассказать о том, как правильно управлять транспортным средством по подтопленным улицам и лужам. Если вы будете соблюдать приведенные здесь простые правила, то сумеете уберечь и автомобиль и себя от стихии.
Езда по мокрым дорогам, лужам до 3 см, дождь
Самым опасным периодом дождя считается именно его начало, так как это сразу снижает коэффициент сцепления колес машины с дорожным полотном из-за образования слоя грязи (дорожная пыль смачивается дождевой водой). Если дождь идет некоторое время, то эта пыль смывается с дорожного покрытия, благодаря чему увеличивается коэффициент сцепления с дорогой. Но все равно опасность сносов и заносов остается такой же высокой. Помимо этого в дождь существенно снижается видимость, увеличивается тормозной путь и возникает опасность аквапланирования.
Аквапланирование появляется из-за того, что рисунок протектора шины плохо отводит воду из области контакта колеса с дорожным полотном. Из-за этого между протектором и поверхностью дорожного полотна остается слой воды, именно по нему и скользят колеса, а управляемость сводится к нулю. Часто аквапланирование возникает именно на больших скоростях около 60 км/ч и больше, даже если на дороге имеется низкое количество воды. Если автомобиль движется с малой скоростью, то эффект аквапланирования может возникать во время торможений, при гладком дорожном покрытии или при малой глубине протектора. Определить точную скорость, на которой возникает аквапланирование можно с учетом веса авто, ширины покрышек, степени и типа износа резины, глубины лужи.
Чтобы из области контакта лучше отводилась вода некоторые производители шин разрабатывают дождевые рисунки, обычно они имеют сильное разветвление поперечных прорезей и глубокую продольную центральную канавку. В переднеприводных транспортных средствах обычно аквапланирование возникает в задней оси. Если оно появилось, и водитель начинает тормозить или сбрасывать газ, это может привести к развороту автомобиля. У заднеприводных машин аквапланирование сначала появляется на передней оси.
Учитывая это, приводим несколько советов, которые необходимо учесть при езде в дождь:
В первые минуты начала дождя необходимо быть особенно осторожными;
Проезжать лужи необходимо с пониженной скоростью, но лучше их вообще объезжать;
Надо ехать на низкой скорости, стараться избегать резких торможений, обгонов и поворотов;
Обязательно обращайте внимание на то, как ведут себя впереди идущие машины;
Тормозить следует с максимальной плавностью, в крайнем случае, имитировать работу системы АБС, то есть применять прерывистое торможение.
Если вы подъезжаете к луже, то необходимо оценить ее глубину для этого обратите внимание на то, как это водное препятствие форсируют встречные и попутные машины, нет ли там разных «точек отсчета» в виде кирпичей, бордюров и т.д. Если вы не можете на глаз определить глубину лужи, то придется выйти из авто, чтобы лично провести разведку. Большинство легковых машин способны безопасно форсировать лужи глубиной до 20-25 см (примерно по бордюр), а внедорожники могут проезжать по лужам глубиной 30-40 см и больше. Если вы станете преодолевать водные преграды большей глубины, то это может привести к значительным повреждениям разных систем автомобиля, в том числе и мотора.
Неглубокие лужицы до 10-15 см
До въезда в лужу необходимо снизить скорость, так как брызги и волна даже в незначительной по глубине луже способны залить систему зажигания, а это как минимум может привести к остановке транспортного средства. Дальше следует выбрать направление движения и выровнять рулевое колесо. Надо помнить, что любая лужа пересекается только по прямой, если вы решите поменять траекторию движения уже в луже, то любая такая попытка сразу приведет к сносу или заносу (помимо этого выезд на вывернутых колесах может привести к потере управления). Резкое торможение в луже чревато потерей управления.
Когда машина выезжает или выезжает из лужи, особенно это касается всех тех случаев, когда транспортное средство попадает в лужу лишь одной стороной, рулевому колесу передается существенное усилие, а это иногда ведет к частичной потере управляемости.
Что касается опасности для авто, то при проезде неглубоких луж может промокнуть выхлопная система, днище машины и тормозные диски, но все это никакой угрозы для транспортного средства не представляет. Как правило, водители пересекают неглубокие лужи на достаточно больших скоростях. При их преодолении основная сложность заключается именно в недопущении эффекта аквапланирования и в правильном расчете скорости форсирования.
Если лужица находится на изгибе дорожного покрытия, то еще до въезда в нее необходимо повернуть руль, чтобы затем можно было пересечь ее по прямой, после этого следует вторично повернуть руль в ту сторону, в которую идет поворот. После того как вы выехали с лужи стоит просушить тормозные механизмы с помощью нескольких подтормаживаний.
Средние лужи глубиной до 15-25 см (по бордюр)
До въезда в такую лужу необходимо снизить скорость до 10 км/ч, для этого предварительно переключитесь на низшую передачу. Если вы решите въехать на высокой скорости в среднюю лужу, то можете повредить радиатор, решетку радиатора, бампер и всю систему охлаждения силового агрегата. Те брызги и волны, которые поднимутся при таком форсировании, способны попасть в мотор и залить систему зажигания.
Когда вы уже оказались в луже надо передвигаться равномерно, нельзя останавливаться или снижать скорость, так как вода может залить двигатель, а та волна, которая возникает под автомобилем, зальет подкапотное пространство, надо учесть, что при езде под капотом уровень воды будет выше, чем снаружи.
Выезжать из средней лужи необходимо так же равномерно, как и передвигаться по ней.
Говоря об опасностях можно сказать, что при проезде средних луж отмечается промокание днища машины, тормозных дисков и колодок, выхлопной системы, нижней части мотора, коробки передач и сцепления. Сцепление обычно высушивается самостоятельно в процессе равномерной езды, в то время как тормозные колодки сушатся несколькими торможениями. Если грамотно преодолеть лужу средней глубины, то для машины она никакой угрозы не составит. Хуже если вода попадает в задний мост. ШРУСы, рулевые и карданные шарниры.
Основными сложностями при преодолении таких луж является то, что определить реальную глубину средней лужи очень сложно, помимо этого под водой еще и могут находиться канализационные люки и ямы.
Водителям также надо опасаться и волны, которую поднимают бампера соседних транспортных средств, но лучше всего подождать того момента, когда впереди идущий авто проедет и вода полностью успокоится.
Глубокие лужи глубиной 25-30 см
Глубокие лужи представляют для машины разрушительную опасность при их прохождении, так как возможно получение гидроудара, он обычно возникает при попадании воды через воздухозаборники в цилиндры. Если такое случилось, то вода разрушает поршни, способствует появлению в головке и блоке цилиндров трещин, содействует изгибанию шатунов. Получается, что форсирование глубокой лужи для водителя может закончиться капитальным ремонтом мотора. Чтобы избежать этого следует найти в инструкции по эксплуатации вашей машины указанную максимальную глубину преодоления водной преграды. Если такие данные отсутствует, то можете поискать информацию о том, на каком уровне в вашей машине размещен воздухозаборник, ведь его размещение в транспортных средствах одной модели, но с разными силовыми агрегатами может быть разным. Большинство современных иномарок имеют воздухозаборники на высоте 40-50 см от дорожного покрытия.
После того, как вы подъезжаете к луже, которую можно охарактеризовать как глубокую по внешним признакам надо выйти из авто и провести разведку глубины. Также следует проверить состояние дорожного покрытия на выезде и въезде, а также твердость дна. Если лужа глубокая, то форсировать ее можно лишь в случае, когда других объездных путей не существует, причем вода не должна находится на критичном для вашей машины уровне, а это как минимум ¾ от расположения воздухозаборника.
В глубокую лужу въезжать можно лишь на скорости 5-10 км/ч и на самой низкой передаче. По луже следует передвигаться очень равномерно, не снижая оборотов, без остановок, нельзя также переключать передачи. Скорость проезда нужно выбирать таким образом, чтобы образуемая впереди транспортного средства волна не смогла захлестнуть воздухозаборник. Выезжать стоит равномерно. Двигатель нельзя глушить сразу после выезда, необходимо дать ему время просохнуть.
При проезде глубоких луж обычно промокает днище машины, тормозные диски и колодки, сцепление, мотор, выхлопная система, мост, коробка передач, вода даже может попасть в салон. Возрастает вероятность повреждения электроцепей, возникновения гидроудара, вода даже способна попасть в выхлопную трубу в таком случае давление газа становится недостаточным и мотор глохнет.
Главными сложностями при форсировке глубоких луж является выбор соответствующей скорости и объективная оценка глубины самого препятствия.
Если силовой агрегат все же хлебнул воду, то не нужно пытаться завести его, иначе это может привести к большим повреждениям блока цилиндров.
|