История предприятия начинается в 1916 году, когда собрали первый автомобиль АМО-Ф-15, это событие можно считать началом советского автомобилестроения. С конвейера сходили грузовики АМО-3, ЗИС 5 и ЗИС 6, которые снискали огромную популярность благодаря надёжности и неприхотливости в обслуживании.
Выпуск легковых автомобилей наладили в 1936 году, ЗИС 101 в своей основе имеет легендарную американскую марку Buick, в этом же году городские дороги увидели первые автобусы завода. Модели 1942 года ЗИС 110 были разработаны специально для высшего партийного руководства и отличались повышенной комфортностью. Первый правительственный автомобиль ЗИЛ-111 появился в 1959 году, имел длину 6 метров и двигатель с 8 цилиндрами в 200 л.с., модель А в базовой комплектации снабжалась кондиционером. Модель В в народе ассоциируется с Юрием Гагариным, которого именно в этом автомобиле увидели впервые. В 1967 году был выпущен легендарный ЗИЛ-114, который стал эталоном автомобиля представительского класса. Он снабжался хорошей подвеской, которая обеспечивала отменную плавность хода и мел длину 6,3 метра. 1983 ознаменовался выпуском ЗИЛ-41045, который в народе получил название «пушка» из-за формы салона выполненного в виде бронекапсулы. Заводом выпускается большое количество спецтехники, ЗИЛ-41042 – помощник медицинской службы, «Скорпион» для охранных систем и бронированная модель ЗИЛ-41052.
Легендарным автомобилем производства ЗИЛ можно назвать 130 модель. Этот автомобиль узнаваем с полу взгляда. Тридцать лет с конвейера сходила эта модель, общее количество экземпляров достигло отметки 3388312 и только 1994 году, производство было перенесено на УАМЗ.