Что лучше легкосплавные диски или обычные?
Сегодня на рынке продается, чуть ли не в два раза больше алюминиевых колес, чем стальных более традиционных, а всех их производителей даже посчитать невозможно. Так чем же они отличаются и что лучше?
1. Насколько принципиальной является разница между кованными и литыми дисками?
Производство литых дисков обходится недорого, почти не дает отходов, является весьма
технологичным к тому же позволяет полностью воплотить замысел дизайнера. Основным недостатком его принято считать крупнозернистую структуру из-за чего получается непрочная конструкция металла. При слишком сильных ударах таким дискам свойственно трескаться, а это довольно опасно, особенно, если транспортное средство движется на высокой скорости. Производителям хорошо это известно, поэтому в погоне за прочностью они делают стенки более толстыми, но в таком случае заметный выигрыш диска в массе теряется. В результате многие производители создают колеса, применяя специальные сплавы, в основе которых находится алюминий, а изготавливаются они в процессе объемной горячей штамповки или ковки, как еще называют данный процесс. Такие диски получают более прочную структуру, а благодаря термообработке, они получаются более жесткими и прочными. К тому же они еще и легче на 15-20 процентов по сравнению с литыми. Кованое колесо имеет лучшую грузоподъемность в сравнении с литым диском такого самого веса.
Если говорить о безопасности, то в этом смысле кованые диски лучше, они имеют предел прочности отливки 18-20 кгс/мм², а проковки – 30-34 кгс/мм². Показатель пластичности металла (его относительное удлинение) кованого колеса составляет 10-17%, в то время как у литого оно 5-8%. Во время удара кованые колеса могут только деформироваться, но не трескаются. К их недостаткам следует относить более высокую стоимость на 20-30% и меньшее различие в дизайне.
2. Насколько верным является предположение, что резина установлена на слишком узкий или широкий диск имеет меньшую работоспособность? Существуют ли в этом какие-нибудь допуски?
В идеале диск и та шина, которая устанавливается на него, должны соответствовать друг другу по ширине. Но все же, существуют определенные допуски, которые не оказывают слишком негативного воздействия на поведение транспортного средства. Существуют специальные таблицы, в которых указана оптимальная ширина покрышки при определенной ширине обода, а также то, можно ли устанавливать другую резину на этот обод. К примеру, допуск по ширине будет меньше, чем ниже профиль, то есть покрышки можно устанавливать на рекомендуемый обод 5х13, но допуск также распространяется на обод шириной от 4,5 до 6 дюймов.
3. Как можно центровать диски относительно их осей? И надо ли использовать проставку между ступицей и центральным отверстием?
Между центрирующим пояском, который находится на ступице машины и центральным отверстием колеса, зазор не должен ощущаться. При его наличии надо использовать специальный адаптер (центрирующее кольцо) подходящего размера.
4. Существует мнение, что стальные диски больше подходят для тяжелых условий эксплуатации, но алюминиевые диски бывают еще тяжелей. Верно ли такое предположение?
По требованиям ГОСТа к легкосплавным дискам выдвигаются более жесткие требования, чем к стальным. Надо еще раз подчеркнуть, что кованое колесо получает минимальную деформацию даже при очень сильных ударах. В бескамерных шинах сохраняется необходимое давление воздуха и движение можно продолжать. Если аналогичный удар придется по стальному колесу, то его обод гнется больше и давление в бескамерной шине снижается, в результате машина может потерять управляемость
По поводу большого веса легкосплавного колеса можно сказать, что зачастую это объясняется его дизайном. Прежде чем его выбрать, надо учесть этот фактор и все хорошо взвесить.
5. Сегодня есть сервисы, которые предоставляют услуги по ремонту литых дисков. Является ли подобный ремонт надежным?
Во время создания легкосплавное колесо поддается термообработке и любые последующие пластические деформации приводят к образованию микротрещин в металле, что может грозить бедой впоследствии. Помимо этого даже при выправлении незначительной вмятины мастерам не всегда удастся добиться допустимого биения полок посадки.
6. Обычно гайки и болты для легкосплавных колес выглядят иначе, чем для стальных. К ним выдвигаются определенные требования?
Гайки и болты, предназначенные для крепления колес, созданных из легких сплавов, умеют увеличенную площадь крепежного конуса и длины стержня. Объясняется это тем, что в месте посадки диска на ступицу его толщина больше, по сравнению со стальным, а материал более мягкий. Но все процедуры по затяжке точно как для стальных колес. К примеру, для автомобилей марки ВАЗ – 80-120 Н.м. Вот только существует одно довольно важное дополнение: после 50-150 км пробега такое крепление нуждается в дополнительном подтягивании.
7. Насколько допустимым является отступ от величины вылета, который рекомендуется производителем транспортного средства?
Чем ближе величины вылета к «родной», тем лучшую управляемость имеет машина, тем меньшие нагрузки на подшипники и подвеску. На легковых автомобилях вылет можно уменьшить или увеличить на 3-5 мм, а для внедорожников допуск вылета составляет 10 мм в сторону увеличения или уменьшения.
|