Преимущества и недостатки схемы «покупка авто в группах»
Приобретение транспортного средства по схеме «покупка в группах» представляет собой привычный кредит, но его отличием является отсрочка получения товара. Чтобы стать участником данной схемы, нужно всего лишь заключить специальный договор с фирмой-администратором, после чего клиент должен регулярно вносить ежемесячные платежи и дополнительные проценты, как по обычному кредиту. Компания, предоставляющая данную услугу, начинает закупать автомобили, или другие товары по мере накопления средств, после чего эти товары распределяются между участниками группы.
«Группы» здесь при том, что фирмы, предоставляющие услугу «покупка в групах» объединяют всех своих клиентов в группы в зависимости от желания получить определенный товар в таких группах может насчитываться по 100-200 человек. В большинстве случаев подобная схема применяется для покупки автомобилей, при этом людей отбирают по моделям и маркам машин и эти люди соревнуются за каждый автомобиль внутри своей группы.
Что касается принципа распределения машин в группе, то он весьма простой: транспортное средство получает тот человек, который на момент поступления авто внес наибольшую сумму. В данных схемах покупки машин есть и система аукциона, то есть перед самым распределением машин участники отправляют в фирму заявки, в них указывается сумма, которую клиент может внести ради приобретения транспортного средства, таким образом, все поданные заявки соревнуются между собой. Транспортное средство получает тот покупатель, взносы которого будут наибольшими с учетом того, что он обещал в своем заявлении.
В большинстве случаев компании-администраторы используют систему балов, то есть каждый участник группы, за свой платеж получает определенное количество балов и кто наберет наибольшую сумму балов на момент распределения машин, тот и получит автомобиль. Нужно отметить, что приобретение транспортного средства в группах лотереей назвать нельзя, ведь после получения машины, ее владелец продолжает платить по своему договору, что нужно для получения автомобилей всеми участниками группы.
В общем, подобную схему назвать плохой нельзя, с ее помощью можно купить машину, но есть в ней и свои нюансы. Основной проблемой можно назвать менеджеров таких компаний, которые не рассказывают клиентам все детали договора, в котором клиент самостоятельно разобраться не может, так как он составлен довольно сложно.
В большинстве случаев менеджеры обещают своим клиентам быстрое получение транспортного средства, убеждая их, что для этого нужно лишь внести взнос побольше. В это самое время, многие компании-администраторы в договорах не только не указывают, что клиент получит авто с задержкой, зачастую там вообще нет упоминания, что фирма обязана выдать автомобиль. Даже если такие фирмы и вписывают свою обязанность выдать машину, то сроков никаких они не назначают. Сами фирмы на это отвечают, что клиенты самостоятельно определяют такие сроки, размерами платежей – больше платежей – больше шанс получить транспортное средство в следующем месяце. Получается, что если клиент компании вносит минимальные платежи, то и товар он может получить через десять лет.
Финансовый аспект покупателей транспортных средств в группах также должен удивлять немало. При приобретении товара менеджеры и реклама заявляют о льготных условиях покупки, то есть кредит предоставляется на срок до 10 лет с первым взносом 3-5 % под 2-7% годовых. Чтобы стать участником такой «группы» нужно представить справку о присвоении идентификационного номера и паспорт. Все это верно, но подвох в том, что первоначальный взнос, как его называют в таких компаниях, не идет на погашения, он является как бы платой за вхождение в группу. Что касается процентных ставок, то это фактическая плата за предоставляемые фирмой услуги, только к заявленной ставке, клиенты должны добавлять еще процент НДС – в этом то и вся хитрость.
Но главным недостатком таких процентных ставок является то, что изымаются они от полной стоимости транспортного средства, а не от остатка, причем цена автомобиля в договоре не фиксируется и пересматривается каждый месяц. Это связано с приобретением компанией-администратором новых машин для «высокооплачиваемых» клиентов каждый месяц по разным ценам. Поэтому клиент не может быть уверенным, что стоимость машины, а значит платежей, будет стабильной, она может расти даже после получения клиентом своего авто. Согласно договорам, клиенту придется заплатить еще и 3-5 % от стоимости машины за право ее получения.
Во всех данных нюансах большинство участников групп могут разобраться не сразу, но расторгнуть подобные договора весьма сложно, хотя расторгнуть просто, но вот вернуть заплаченные деньги – почти невозможно. Фирмы не возвращают клиентам, которые выявили желание покинуть группу первый взнос, который фактически является платой за обслуживание. Что касается срока возвращения средств после выхода клиента из группы, то он в договоре не оговаривается, компании могут затягивать данный процесс даже на несколько лет.
Юристы нашли выход с данной ситуации, они требуют, чтобы иск в суд подавал супруг или супруга человека, состоящего в группе, мотивируя это затрагиванием имущественных интересов, то есть при заключении договора участник группы не согласовал свое решение с супругой или супругом. Что касается незамужних и неженатых участников групп, то они сначала должны доказать многолетнее ведение совместного хозяйства с женщиной или мужчиной, а затем уже начинать оспаривать договор, но в таком случае компания-администратор может не торопится с возвратом денег.
Чтобы быстро получить машину в группе нужно внимательно изучить договор, лучше с юристом, в первый месяц сделать взнос в размере 30-40 % стоимости машины, что выдвинет участника в число лидеров, далее нужно регулярно вносить несколько ежемесячных платежей. Нужно участвовать в аукционах заявок и отслеживать все собственные действия в очереди за автомобилем.
|