Как определиться с видом «автомата» для автомобиля

При покупке подержанной машины отечественные автолюбители часто сталкиваются с выбором типа «автомата». А так как сегодня число вариантов «автомата» постоянно увеличивается, покупатели могут растеряться. На европейском автомобильном рынке вообще не принято усугубляться в конструкцию авто, европейских автомобилистов больше волнует экономия топлива, которую может обеспечить той или иной тип КПП. У нас же покупатели в первую очередь интересуются долговечностью и надежностью автоматических коробок передач, особенно если покупают б/у машину.
В этой статье речь пойдет о конструктивных особенностях «автоматов» разных типов их преимуществах и недостатках.
Классическая гидротрансформаторная автоматическая коробка передач
Этот тип «автомата» не считается простым, но он был придуман гораздо позже «робота» и вариатора, вот только к автомобилю его адаптировали раньше. Что касается двух других типов «автомата», то процесс их внедрения в автопромышленность был заторможен поиском надежного способа, который управлял бы процессом передачи энергии, то есть несовершенством электроники. Гидротрансформатор на современных транспортных средствах устанавливается для плавного трогания.
Самые первые серийно выпускающиеся образцы гидротрансформаторных КПП начали появляться еще в 40-х годах. Первой маркой машин, которые оснащались таким видом «автомата» стал Олдсмобиль. Самая первая трансмиссия получила только три передачи, чего вполне хватало при большом литраже американских двигателей. Следует подчеркнуть, что по сути такие КПП были двухступенчатыми, ведь одна из передач была задней.
Усовершенствовать данную коробку передач вынудила неважная разгонная динамика, низкое КПД и другие недостатки, со временем количество передач увеличилось. Но производители по-прежнему устанавливали гидротрансформатор, который играл роль сцепления и передавал крутящий момент трансмиссии. Данная схема в классическом «автомате» применяется до сих пор, только сейчас она получила электроуправление всеми своими процессами и прошла сложнейший путь эволюции.
Сегодня также научились бороться и с основным недостатком классических автоматических коробок передач – низким КПД. А значит и повышенным расходом горючего. На современных авто гидротрансформатор только отвечает за плавное троганье, после чего передачу блокирует электроника и тем самым позволяет предотвратить все ненужные потери энергии. Электроника также помогает переключать передачи. Нынешние «автоматы» точнее выбирают нужную передачу с учетом стиля езды, загрузки транспортного средства и даже рельефа той местности, по которой едет машина (они оснащаются датчиком уклона).
С активным развитием компьютерных технологий водители современных «автоматов» имеют возможность выбирать алгоритм работы: зимний, ручной, спортивный, экономичный и т.д. Нынешние гидравлические «автоматы» обладают большим количеством ступеней, причем сами КПП стали более легкими и меньшими. Классические «автоматы» все так же незаменимы на мощных и огромных машинах, но они также устанавливаются и на малолитражки. Обычно на транспортных средствах бюджетного сегмента устанавливаются четырехступенчатые почти «древние» «автоматы», их можно встретить на новом авто Лада Гранта и Ниссан Альмера.
Преимущества: позволяет меньше грузить мотор автомобиля, так как лучше сглаживает толчки; не нуждается в определенных навыках обращения; имеет хорошую надежность, большой ресурс, изучена механиками, в продаже всегда найдутся необходимые запчасти; очень проста в пользовании.
Недостатки: большой объем смазки около 8-10 литров; расход топлива больше по сравнению другими «автоматами»; ощущаются паузы во время переключения скоростей, слабая динамика; имеет большую чувствительность к низким температурам, поэтому при морозе нельзя давать большую нагрузку, то есть раскручивать двигатель или резко стартовать.
Сегодня наиболее популярными автомобилями, оборудованными классической автоматической коробкой передач являются Тойота Камри, Мицубиси Паджеро Вагон, Киа Спортедж, Ниссан Ноут и Хонда Сивик.
Вариаторная коробка передач
Это конечно удивительно, но вариаторный тип трансмиссии, в котором крутящий момент передается через ремень от одного корпуса к другому, возник еще в середине века. Использовался он мельниками. Эту систему не удавалось приспособить к автомобилям, так как перемещение ремня регулировалось вручную, к тому же нагрузки, передаваемые на ремень, были незначительными. Современные вариаторные коробки передач являются весьма надежными, они предназначены для всего срока службы транспортного средства, по крайней мере, именно так указывается в аннотациях.
Такую трансмиссию можно представить, если взять за пример обычный велосипед, только у него вместо звездочек должны стоять два конуса, а роль ремня играет цепь. Если при помощи электроники регулировать перемещение ремня от конуса меньшего размера до конуса большего размера на одном конце передачи, то на другом конце будет изменяться передаточное усилие, приводя в движение колесо. Все это и делает велосипедист, когда передвигает цепь с большой звездочки на малую и наоборот.
Вначале вариаторный тип КПП устанавливался на моломощные транспортные средства (скутеры), где смог положительно зарекомендовать себя. Но маломощные силовые агрегаты способствовали быстрому износу ремня вариатора, поэтому усовершенствуя его, начали использовать наборную стальную ленту. На современных вариаторах также уже давно никто не использует конусы, при том, что принцип передачи момента остался тем самым. А вот чтобы успешно стартовать с места многие вариаторные КПП используют гидротрансформатор (вариаторные КПП с мокрым сцеплением). Поэтому потери энергии вариатор имеет, хотя они меньшие, чем у классических автоматических трансмиссий.
Как уже упоминалось, нынешние вариаторы считаются очень надежными и способны прослужить весь период службы машины, но конечно бывают случаи, когда из строя выходит блок управления, а новый стоит не так уж и дешево. Ради справедливости надо сказать, что поломка блока является уделом вариаторов старых конструкций.
Основным преимуществом вариаторного типа трансмиссии принято считать отсутствие ступеней, что избавляет от прерывания подачи мощности на протяжении всей поездки. Но есть и свои недостатки, так многие водители утверждают, что во время езды на одних и тех самых оборотах мотор монотонно гудит. Но даже эту неприятность современная электроника умеет сгладить с помощью плавного изменения гула силового агрегата в процессе езды.
По сравнению с классической автоматической коробкой передач вариатор является более экономичным, к тому же он всегда демонстрирует отличную динамику за счет отсутствия ступеней. И только на первой десятке километров во время старта вариатор может проигрывать классической АКПП. Но как только он входит в зону рабочих оборотов, сразу же отыгрывается.
Преимущества: экономия топлива; высокая безопасность на гололеде так как колеса трудно сорвать в пробуксовку; отличные показатели динамики при езде на длинных участках трасс; оберегает двигатель, не дает ему чрезмерно высоких нагрузок; при торможении и разгоне отсутствуют толчки, так как вариатор очень плавно изменяет передаточное отношение.
Недостатки: дороговизна ремонта; смазка для замены тоже дорога; вариатор проигрывает старт всем остальным видам трансмиссии; у активных водителей ресурс ремня сильно сокращается; чувствительно относится к большим крутящим моментам, а значит, на бездорожье привод будет испытывать сильные нагрузки; не предоставляет возможности использовать в вождении спортивные приемы (это не позволяют настройки вариатора, хотя есть исключения).
Нынче наиболее популярными машинами, оснащенными вариаторным типом КПП, считаются автомобили: Субару Импреза, Тойота Ярис, Хонда Джаз, Ниссан Теана и Мицубиси ASX.

Роботизированная автоматическая коробка передач
«Робот» придумали в качестве дешевой альтернативы автоматической коробке передач. Он имеет такой самый принцип работы, как и «механика», вот только за водителя переключает передачи и выжимает сцепление электронный помощник. «Робот» нуждается в определенных навыках общения с ним и в привыкании.
Основной проблемой такого типа автоматической коробки передач является огромная нагрузка на сцепление. Не все водители осведомлены, что такая АКП нуждается в переводе селектора в нейтральное положение на светофорах, это способствует сохранности сцепления.
Еще одним нюансом данной трансмиссии является несогласованность желаний водителя с действиями «робота». К примеру, когда водитель вливается в поток и желает на той самой передаче, на которой едет прибавить газу, то получает бросок вперед вместо плавного разгона, но через некоторое время все же происходит резкий набор скорости. Такое случается из-за алгоритма работы «робота», который является идентичным механической коробке передач, то есть нельзя давить на педаль газа, так как ее сначала необходимо отпустить для переключения. Поэтому данная коробка передач нуждается в определенных навыках обращения, а также в привыкании.
Помимо невысокой стоимости этот вид «автомата» привлекает своей хорошей топливной экономичностью. Обычно «роботы» применяют на небольших транспортных средствах сегмента А и В, в редких случаях они встречаются на машинах С-класса. Роботизированные коробки передач очень даже надежны, если не учитывать особенности сцепления. У владельцев иногда возникают неисправности связанные с управляющей электроникой.
Преимущества «робота»: сравнительно недорогое обслуживание; невысокий расход горючего; отличная ремонтопригодность; возможность вручную переключать передачи; по сути это та же «механика», поэтому имеет простую и надежную конструкцию по сравнению с классическим «автоматом» и вариатором.
Недостатки: при несоблюдении правил эксплуатации сцепление служит очень мало; скорость набирается с ощутимыми провалами; под горку трогаться очень сложно, так как авто скатывается вниз; при переключении скоростей имеются паузы, особенно когда переключается высшая передача на низшую.
Популярными машинами, оснащенными «роботами» на отечественном рынке являются: Фиат 500, Пежо 107, Лянча Упсилон, Пежо 208, Ситроен С4.
Преселективная автоматическая коробка передач с двойным сцеплением
По сравнению с первым примитивным вариантом роботизированного типа трансмиссии эта версия имеет уже не один, а два «робота», которые были соединены в один блок. Именно по этой причине они получили два вторичных вала с индивидуальным набором шестерен, два сцепления, два первичных вала, один из которых проходит через второй полый. Преселективный «автомат» позволяет водителю не только быстро набирать разгон, но еще и экономить при этом горючее.
Устройство «автомата» с двойным сцеплением позволяет иметь две передачи включенными, причем одно сцепление, всегда является выжатым. Это приводит к тому, что во время разгона, для того чтобы активировать другую передачу надо только отсоединить одно сцепление и вместо него включить другое. Это делается синхронно и занимает только 0,1 секунд. Благодаря этому автомобиль может не только быстро набирать разгон, но и максимально пользоваться мощностью силового агрегата. Преселективный «автомат» экономит горючее, так как со своим солидным набором передач (не меньше 6) он не ленится регулярно переключаться. К тому же при переключениях почти неощутим разрыв потока мощности. Поэтому преимуществ у данной коробки передач огромное количество. А вот недостаток один, но весомый – это высокая цена, надо сказать, что дорогой получается как сама коробка передач, так и любой ее ремонт. Также надо подчеркнуть, что к первым версиям было очень много претензий, но на данный момент этот вид коробок передач является намного надежнее, хотя это напрямую зависит от изготовителя. Этот тип «автомата» сегодня широко используют такие марки как Фольксваген, Мерседес, Порше и Ауди. Эксперты пророчат, что в ближайшем будущем основными типами трансмиссии станет «робот» с двумя сцеплениями и вариатор, остальные по их предположениям перейдут в разряд экзотики, то есть ими станут оснащаться лишь специфические транспортные средства.
На данный момент конструкция преселективного «автомата» отработана недостаточно, могут попадаться неудачные варианты, а значит говорить что либо о ресурсе пока рано, хотя самые последние инновационные версии свободно ходят 200 тыс. км и это не предел.
Преимущества преселективного «автомата»: хорошая топливная экономичность и динамика; передачи переключаются быстро; водитель может выбирать режим работы (нормальный, спортивный, экономичный).
Недостатки: сама коробка передач стоит дорого и это повышает конечную цену машины; в обслуживании и ремонте она также обходится дорого; является весьма чувствительной к бездорожью, в сложных дорожных условиях этот тип «автомата» показывает невысокий ресурс.
Самыми популярными машинами на нынешнем рынке с преселективным «автоматом» являются такие машины как Ауди А3, Фольксваген Пассат, Форд Мондео, Мерседес-Бенц В-Класса, Фольксваген Поло.
Вывод
Подводя небольшой итог покупателям новых машин можно посоветовать следующие типы «автомата»:
- роботизированную коробку передач с двумя сцеплениями для машин С-сегмента и выше;
- вариаторную трансмиссию для автомобилей малого класса (В, А, С);
- для внедорожников, которые часто выезжают покорять бездорожье – классическую гидромеханику.
Любая автоматическая коробка передач имеет определенный ресурс, который к тому же зависит еще и от производителя, конструктивных особенностей и условий езды. Даже дорогая автоматическая КПП может выйти из строя очень быстро, если владелец авто напрочь игнорирует рекомендации создателя и свой здравый смысл.
Если речь идет о рынке подержанных транспортных средств, то здесь уже покупка машины с «автоматом» требует консультации специалиста вне зависимости от типа его конструкции.

По теме:
Как выбрать б/у автомобиль по фотографии
Как выбрать машину для работы в такси
Новые автомобили в 2013 году
Востребованные кроссоверы 2013 года
Интернет для автовладельцев
Черный цвет нынче в моде
О, это страшное слово «штрафстоянка»
Секреты покупки автомобиля
Меню

 Главная

 Продажа авто

 Каталог автомобилей

 Новости

 Информация

 Обзоры

 Контакты

Разделы

Выбор автомобиля

Эксплуатация и ремонт

Покупка и продажа авто

Рекомендации по покупке