Почему автокредитование в Петербурге сокращается и что меняет ситуацию на рынке
В Петербурге отмечается резкое падение объемов автокредитования, которое затрагивает не только количество и сумму выданных займов, но и влияет на всю структуру автомобильного рынка города. За последний год сектор пережил существенные изменения, которые ощущают и покупатели, и дилеры. Какие причины стоят за этим спадом, и смогут ли новые меры оживить интерес к автокредитам?
Значение автокредитования для рынка Петербурга
Автокредиты продолжают играть ключевую роль в покупке автомобилей для жителей Петербурга. Этот инструмент позволяет многим автолюбителям приобретать как новые, так и подержанные машины при ограниченном объеме собственных средств. По оценкам аналитиков Объединенного кредитного бюро (ОКБ) и Национального бюро кредитных историй (НБКИ), ситуация в городе отражает общероссийские тенденции, но при этом демонстрирует заметные особенности, связанные с локальным спросом и поведением банков.
Свежие данные и основные изменения условий автокредитования
С января по июль 2024 года в Петербурге было выдано 30900 автокредитов на сумму 46,2 млрд рублей. Для сравнения, годом ранее жители города оформили 48300 займов на 83,5 млрд рублей. Многие из покупателей признавались, что искали специально редкие МФО, поскольку такие кредиторы чаще дают одобрение.
Это означает, что объем кредитования снизился почти на треть по количеству и почти вдвое по объему предоставленных средств. Средний чек по кредиту уменьшился за год с 1,7 млн до 1,6 млн рублей, а средний срок кредитования сократился с 68 до 62 месяцев.
Особое значение имеет показатель полной стоимости кредита (ПСК), отражающий конечные расходы заемщика на обслуживание долга. В 2023 году средневзвешенная ПСК составляла 19,32%, однако к июлю 2024 года упала до 15,82%. Кредиты на новые автомобили обычно привлекают более низкой ПСК — около 11,94%, в то время как по подержанным авто показатель достигает 27,17%. Средние чеки по обоим сегментам почти не различаются: 1,7 млн рублей для новых и 1,8 млн рублей для подержанных автомобилей.
Согласно комментариям Алексея Волкова, директора по маркетингу НБКИ, снижение ПСК является следствием субсидирования ставок автопроизводителями и понижения ключевой ставки Банком России. Он отмечает, что банки продолжают искать оптимальные параметры для кредитования, несмотря на новые вызовы.
Что влияет на сужение рынка автокредитования
Главная причина снижения активности на рынке — это падение продаж автомобилей, особенно новых. Согласно «Автостату», за первые восемь месяцев 2024 года в Петербурге реализовано 45800 новых легковых машин — на 23,6% меньше, чем годом ранее. Одновременно увеличивается влияние высокой ключевой ставки Банка России и ужесточаются требования к заемщикам.
В Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РоАД) поясняют, что банки усилили контроль над выдачей кредитов, а сами ставки делали заемные средства менее доступными. Это серьезно отразилось на продажах, учитывая, что ранее с помощью автокредитов приобретался каждый второй автомобиль.
Юлия Карякина, директор по продажам финансовых услуг «Автодом Пулково», подчеркивает, что жесткая денежно-кредитная политика ограничила спрос на товары длительного пользования, к которым относятся автомобили, и способствовала охлаждению рынка. Она отмечает и роль укрепления рубля, которая отразилась на замедлении инфляции, но не смогла компенсировать снижение спроса.
Изменение спроса и предпочтения покупателей
Несмотря на общее сокращение объема кредитования, доля сделок с привлечением заемных средств среди покупателей новых автомобилей выросла. По информации «Автодома», около 60% всех автомобилей приобретаются в кредит, что на 2% больше по сравнению с прошлым годом. В то же время в компании «Рольф» отмечают, что кредиты используются при покупке 78–80% новых и 46–48% подержанных автомобилей. Для подержанных машин это на 5–7% ниже прошлогодних показателей.
Неоднородность динамики кредитования подтверждается примером крупнейших банков. В «Сбере» за первые семь месяцев этого года количество выданных автокредитов выросло вдвое, а общий объем средств почти утроился и превысил 8,5 млрд рублей. Однако, по оценкам участников рынка, этот рост связан с активной поддержкой отдельных марок и специальных программ.
Покупатели чаще выбирают новые автомобили в кредит — этому способствует разница в стоимости обслуживания долга и разнообразие программ субсидирования. Для китайских брендов и отечественных автомобилей партнерские программы банков с автопроизводителями делают кредитное предложение особенно привлекательным.
Программы поддержки: что делают банки и автопроизводители
Для стимулирования спроса автопроизводители совместно с банками предлагают субсидированные ставки, которые позволяют существенно снизить расходы на кредитование. Особенно заметна эффективность таких программ при покупке машин китайских брендов и автомобилей марки Lada. Например, при покупке новых авто по специальным предложениям ставка может быть снижена до 9,9%.
Банки адаптируют свои продукты, вводят сезонные акции, ускоряют процесс принятия решений и сокращают перечень обязательных документов. Пресс-служба Северо-Западного банка Сбербанка отмечает, что спрос поддерживается за счет разнообразных совместных программ с дилерами и производителями.
Значимость кредитов для авторынка
Автокредиты остаются важнейшей частью рынка: по разным оценкам, доля кредитных сделок по новым автомобилям колеблется от 60% до 80%, по подержанным — от 46% до 48%. Различия в цифрах объясняются спецификой дилерских сетей и различием в методах подсчета. Александр Шапринский, коммерческий директор сети «Прагматика», отмечает, что до 90% китайских автомобилей и 71% машин марки Lada реализуется с привлечением заемных средств.
Сравнение «кредитных» и «наличных» сделок иллюстрирует, насколько сильно ситуация на рынке автокредитования влияет на общий спрос и структуру продаж.
|