Как работает система ABS и остальные электронные помощники?

Все средства безопасности, которыми оснащаются современные авто можно поделить на активные – ESP, ABS и т.д, и пассивные – подголовники, подушки безопасности, ремни безопасности. Активные системы безопасности имеют одну задачу – помочь водителям избежать аварий, если говорить точнее, то не допустить, чтобы сработали пассивные средства безопасности.
Самой первой системой активной безопасности в транспортном средстве стала ABS – авнтиблокировочная система тормозных механизмов, предотвращающая блокировку колес при слишком резких торможениях, она помогает сохранить управляемость машины. Получается, что эта система во время экстренного торможения позволяет водителю попросту объехать препятствие, что было бы невозможным при заблокированных колесах.
АБС хорошо чувствует момент, когда надо вмешиваться в работу и брать на себя управление тормозной системой благодаря датчикам, установленным в колесах. Ощутить работу ABS можно по вибрациям педали тормоза, в такие моменты нельзя опускать педаль, даже наоборот следует надавить на нее более сильно, для более эффективного торможения.
Чтобы система ABS работала более эффективно, автопроизводители решили дополнить ее системой EBD – электронным распределителем тормозного усилия. Эта система способна обеспечить оптимальное распределение тормозов между четырьмя колесами. Благодаря данной системе каждое колесо машины получает хорошее сцепление с дорогой, что улучшает устойчивость транспортного средства при резких торможениях.
Экстренное торможение, а именно его эффективность напрямую зависят от того насколько сильно водитель нажал педаль тормоза. А аварийных ситуациях для помощи водителю при торможении прибавляется еще один электронный помощник – Brake Assist – система помощи экстренного торможения. Этот помощник в работу вступает, когда водитель резко нажимает на педаль тормоза, но не очень сильно. Эта система автоматически измеряет, с каким усилием и с какой скоростью водитель нажал тормоз и при потребности в доли секунды увеличивает давление тормозной системы. Brake Assist при экстренном торможении существенно сокращает тормозной путь, помогая тем самым избежать столкновения.
Но не надо забывать, что все перечисленные системы активной безопасности помогают только в тех случаях, когда водитель нажимает педаль тормоза. Очень часто причиной аварии становится то, что водитель вовремя не успел нажать на педаль тормоз и потерял контроль над автомобилем. Учитывая это, автопроизводители решили подстраховать автовладельцев от неправильных действий за рулем и начали создавать такие системы, которые способны самостоятельно определить степень сложности той или иной ситуации и мгновенно стабилизировать машину. Это относится к системе курсовой устойчивости ESP и антипробуксовочной системе ASR. Система ASR или TRC была создана, чтобы предотвращать пробуксовку колес ведущей оси.
Благодаря датчикам ABS эта система сразу ощущает пробуксовку, поэтому сразу снижает обороты силового агрегата, а если есть необходимость, то даже притормаживает те колеса, которые нужно. Получается, что как бы сильно водитель не нажимал на педаль газа, ему все равно не удастся добиться эффективной пробуксовки.
Но бывает и такое, что работа этой системы не позволяет машине тронуться с места, что зачастую случается на стартах со скользких участков дороги – на снегу и на льду, ведь колеса сразу же начинают пробуксовывать, а системе ASR приходится притормаживать, что не позволяет начать движение. Чтобы избежать подобного, авто имеет специальную кнопку, с помощью которой система отключается.
Следует подчеркнуть, что эффективность работы антипробуксовочной системы была замечена даже в гонках Формулы-1. Аналог такой системы несколько сезонов применяли на формульных болидах, но их использование в Формуле-1 в 2008 году было запрещено.
Сегодня наиболее совершенной системой безопасности транспортного средства считается ESP – система курсовой устойчивости, объединившая в себе возможности всех инновационных систем, поэтому она способна не только исправлять сложную ситуацию, но и предугадать ее возникновение. Для такой цели система оснащается рядом собственных датчиков: датчики поперечного ускорения, угловой скорости, положения рулевого колеса, скорости вращения колес.
Для лучшего сохранения водителем контроля над дорогой в современных авто используются такие системы стабилизации, которые еще и помогают вернуть рулевое колесо в нужную сторону. Такая «продвинутая» система ESP вмешивается в работу усилителя руля и позволяет возвратить руль в необходимую сторону, причем такое вращение намного легче, чем в ненужную сторону.
Самые первые системы курсовой устойчивости устанавливались на автомобилях больше 10 лет назад и с того момента много раз обновлялись, дополнялись и модернизировались. Каждый автопроизводитель пробовал ее улучшить, меняя буквы в аббревиатуре местами и давая собственные названия, но все же, до сих пор никто не придумал такую систему активной безопасности, которая могла бы превзойти ESP.
Даже европейская авторитетная организация EuroNCAP, регулярно проводящая тесты на безопасность транспортных средств, отметила важность этой системы в машине. Начиная с 2009 года, всем тестируемым моделям автомобилей этой организацией без системы ESP в базовом исполнении не удается получить максимальной оценки.
Сегодня модернизация и усовершенствование систем активной безопасности авто не стоит на месте. Некоторые автопроризводители создают такие системы, которые даже принимают самостоятельно решения и исправляют аварийные ситуации, даже когда водитель бросает руль и закрывает глаза. При невысокой скорости движения машина с данными системами может самостоятельно, то есть без участия водителя объехать препятствие или полностью остановится.
Надо подчеркнуть, что даже самые инновационные и навороченные системы безопасности свое начало берут еще в 80-х годах с появления обычной системы ABS. На данный момент ни одно из всех существующих средств активной безопасности не способно работать без помощи антиблокировочной системы.
Не забывайте, что даже наиболее современные системы безопасности не могут побороть алкогольное опьянение водителя или изменить законы физики, поэтому не стоит полагаться на них полностью.

По теме:
Как подготовить машину к зиме
Как узнать тормозной путь своего автомобиля
Как научить штатную навигацию родному языку на подержанных и «серых» машинах
Как научить штатную навигацию родному языку
Как выяснить причины увеличенного расхода горючего и нормализовать его
Как увеличить клиренс автомобиля
Как подготовить автомобиль к преодолению глубокой воды?
Установка биксенона
Меню

 Главная

 Продажа авто

 Каталог автомобилей

 Новости

 Информация

 Обзоры

 Контакты

Разделы

Выбор автомобиля

Эксплуатация и ремонт

Покупка и продажа авто

Рекомендации по покупке