Как работает двойное сцепление – просто о сложном

Еще буквально несколько лет назад машины с двойным сцеплением мы воспринимали как нечто сверхъестественное, но сегодня этим уже почти никого нельзя удивить. И пусть понятие коробки передач с двойным сцеплением сегодня находится у людей на слуху, временами даже квалифицированные и опытные механики технических станций обслуживания толком не могут дать доступное для обычного обывателя объяснение принципа ее работы. Но на самом деле в этом ничего сложного нет, и если вы прочтете статью, то сможете убедиться в этом.
Одним из основных преимуществ такой системы является непередаваемая плавность хода машины, а также отсутствие любых подергиваний и рывков. Самым основным минусом стало то, что в системе передачи момента на колеса машины имеется огромное количество сложных с технической точки зрения элементов, а это значит, что обслуживание такой коробки передач и ее ремонт владельцам обходится очень дорого.
А теперь обратимся к истории. В серийное автомобилестроение коробка передач с двойным сцеплением пришла из гоночных треков. Самый первый ее прототип был создан в далеком 1939 году, его сконструировал Адольф Кергенсс, он планировал использовать свое изобретение на легендарном авто в то время – Ситроен Трактион. Но эта инновация продолжала существовать лишь на бумаге. И вот уже в 80-х годах прошлого века. Конструкторы и инженеры концерна Пежо создали новую коробку передач с необычной возможностью переключения передач без сброса газа, то есть под нагрузкой. Это был большой прорыв для гонок, ведь там победа решается какими-то долями секунды. Если ранее при переключении передач турбированные силовые агрегаты теряли свою мощность из-за чрезмерного снижения давления в турбине, то на автомобиле с двойным сцеплением передачи можно было переключать без любых потерь мощности (крутящего момента).
Сердцем КПП с двойным сцеплением стал двойной вал. В то время как в обычной механической коробке передач шестерни могут цепляться только за один вал, то в новой системе первое сцепление передает момент на четные передачи (внешний вал), а второе сцепление отвечает за нечетные передачи, передавая крутящий момент внутреннему валу. Если говорить простым языком, что в данном случае в одном корпусе совмещено две механические коробки передач, которые работают попеременно.
Управлять сложными механизмами коробки передач с двойным сцеплением можно при помощи гидравлики и автоматики. В этой системе отсутствует гидротрансформатор, который имеется в автоматических коробках передач. Сегодня имеются автомобили, чьи коробки передач были оснащены «мокрым» двойным сцеплением, когда все их механизмы погружаются в охлаждающую смазочную жидкость, также имеются и сухие КПП. Сегодня самой успешной системой двойного сцепления, работающей на «сухую» считается КПП DSG.
По какому принципу работает двойное сцепление? Когда вы пробуете начать движение на машине с двойным сцеплением и включаете первую передачу, умная автоматика уже готовит «вторую». Когда вы переключаете передачи первое сцепление начинает размыкаться. В то время как второе замыкается. Тогда система понимает, что вы пытаетесь разогнать авто и сразу же готовит третью передачу. Для определения подготовки до включения следующей передачи автоматика учитывает следующие факторы:
- с какой скоростью вращаются валы трансмиссии;
- с какой скоростью вращаются колеса;
- в каком положении находится рычаг коробки передач;
- в каком положении рычаг акселератора, чтобы понять авто идет на ускорение или торможение.
Во время переключения оба сцепления на какие-то доли секунды становятся замкнутыми, из-за этого мотор остается по-прежнему соединенным с ведущими колесами, а это избавляет от потери крутящего момента.
Нередко можно услышать, как коробку передач с двойным сцеплением именуют полуавтоматической трансмиссией. На самом деле эта коробка передач представляет собой ту самую «механику», вот только в ней нет педали сцепления. Водитель может переключать передачи с помощью кнопок на рулевом колесе, селектора (рычага) или смена скоростей может производиться компьютером автоматически.
Плюсами КПП с двойным сцеплением считается отменная динамика, так как линейное ускорение осуществляется без любых потерь мощности. Хорошая плавность хода, ведь в процессе переключения передач отсутствуют любые рывки. Водитель всегда имеет возможность выбора типа переключений: автоматически или самостоятельно. С такой коробкой передач существенно экономится топливо, согласно исследованиям КПП с двумя сцеплениями потребляет на 10 процентов меньше горючего по сравнению с пятискоростной автоматической коробкой передач. Такая система является идеальной для мощных машин, оснащенных 200-500-сильными моторами.
Но в КПП с двойным сцеплением есть и некоторые минусы. В первую очередь это отсутствие профессионального качественного обслуживания, чрезвычайная сложность механизмов, что усложняет ремонт и обслуживание, а соответственно и делает его дорогим. Еще одним минусом считаются рывки и провалы при езде в активном режиме с многочисленными торможениями и рывками. В таком случае автоматика нуждается в 400-600 миллисекундах для определения необходимой передачи. Водитель начинает это ощущать со временем.
Нынче безоговорочным лидером в производстве серийных машин, оснащенных КПП с двойным сцеплением, стал концерн Фольксваген. Некоторые авто этого производителя начиная с 2003 года оснащаются шестискоростными коробками передач прямого включения с двумя сцеплениями – DSG. Новым поколением стали такие КПП с семью скоростями.
КПП с двойным сцеплением в себе объединили основные преимущества механических коробок передач, но и не являются избавленными от некоторых недостатков. Сегодня такие марки как Форд, Крайслер, Вольво, БМВ, Ауди используют эту систему и видят в ней будущее. Для большего распространения этих КПП мешает только высокая себестоимость системы, ну и еще необоснованная осторожность большинства потенциальных покупателей.

По теме:
Как определить настоящий пробег машины
Как удалить с машины царапины
Как определить основные проблемы тормозных колодок и дисков
Как правильно ездить зимой на «автомате»
Как покрасить машину в домашних условиях
Как самостоятельно правильно помыть мотор машины
Как избежать неисправностей гидроусилителя руля
Как правильно хранить шины?
Меню

 Главная

 Продажа авто

 Каталог автомобилей

 Новости

 Информация

 Обзоры

 Контакты

Разделы

Выбор автомобиля

Эксплуатация и ремонт

Покупка и продажа авто

Рекомендации по покупке