Как определить основные проблемы тормозных колодок и дисков
Биение и вибрация. Когда в процессе вождения вы наблюдаете сильное биение или вибрацию тормозных дисков, надо сразу обратиться к механику, особенно если это наблюдается на только что установленных, новых тормозных дисках. Мастер способен найти причину биения и сможет проверить, насколько правильно были установлены диски. Следует отметить, что эту проблему крайне важно обнаружить до того момента, пока детали сильно износятся и потребуют полной замены. Сильное биение или же вибрация может иметь много причин: сильный износ шин; неправильная балансировка; сильный износ подвески; существенный износ поверхности тормозного диска; заклинивание тормозных цилиндров суппорта.
Чтобы устранить появившуюся проблему надо с самого начала проверить, насколько правильно был установлен тормозной диск. Как уже упоминалось вначале, лучше всего поручить это опытному механику, который может проверить диск с помощью специального цифрового индикатора радиального и осевого биения. При возникновении вибрации и биения на малых скоростях, скорее всего причина кроется в сильном износе тормозных дисков. Если такая неприятность проявляется на больших скоростях в 100 км/ч и больше, то название этой проблемы – горячая вибрация, которая возникает из-за сильного перегрева тормозных дисков. Тормозные диски также могут перегреваться и по причине несоответствия материала, из которого изготовлена тормозная колодка, примененная в машине, что особенно часто происходит из-за использования производителем некачественного материала для заготовок.
За счет применения новых компонентов при изготовлении тормозного диска современные разработки улучшают тепловую проводимость. Нынче материал для изготовления тормозных колодок имеет умеренный абразив, что ведет к бережному изнашиванию поверхности на тормозном диске, в результате работоспособность тормозной колодки продлевается на более длительный период.
Тормоза пылят. Чаще всего производители используют асбест для изготовления тормозных колодок, из-за этого и появляется пыль. Альтернативными вариантами является использование арамидных и стальных волокон. Самой высокой прочностью славятся именно арамидные волокна, которые идеально подходят для производства тормозных колодок. При использовании производителем арамидных и стальных волокон, тормозные колодки выделяют немного тормозной пыли.
Выгорание тормозов (линька). В состав любых тормозных колодок в небольшом количестве входит органика, она представлена в виде смолы, превращающей в общую массу весь фрикционный материал. При перегреве смола превращается в газ и это ведет к аквапланированию тормозной колодки из газа на пленке. Данный процесс носит название «линьки» тормозов. Хорошие тормозные колодки линяют всего раз или дважды, но некачественные и дешевые линяют очень часто, причем этот процесс не зависит от температуры и интенсивности торможения.
Температура торможения. Как бы интенсивно вам не пришлось тормозить, температура между тормозным диском и колодкой не может быть выше 370°. Но если говорится о спортивных машинах, то здесь допустимым значением считается повышение температуры до 650°, причем на чемпионатах мира с автоспорта данный показатель вообще может достигать 850°, в данном случае диски раскаляются до такой степени, что становятся красными. Каким бы большим не было искушение, не нужно использовать на своем автомобиле гоночные тормозные колодки, если только вы не имеете никакого отношения к гонкам и не считаете себя прирожденным гонщиком. Выбирать тормозные колодки следует именно исходя из своих потребностей.
Все дело в том, что гоночные тормозные колодки совершенно не подходят для обычной машины, являются не эффективными, именно поэтому их необходимо разогревать. Чтобы их полноценно использовать, надо разогреть до температуры 180°. Помимо этого они совершенно не подходят для городского торможения, особенно перед светофорами на красный свет. При небольших температурах более эффективными считаются самые обычные тормозные колодки, так как им не нужен разогрев. Надо отметить, что чем энергичнее использовать обычные тормозные колодки, их свойства становятся лучше, сказывается эффект прогрессирующего торможения.
Легкий писк на небольшой скорости, шум или легкое посвистывание. Если вы привыкли ездить очень аккуратно и медленно, в результате тормозные колодки не используются часто, то при остановке транспортного средства может слышаться звук, который можно охарактеризовать как легкий свист. Чтобы избавится от такого шума, автомобиль должен проехать 100-200 км. Это даст время тормозным колодкам притереться и хорошо соприкасаться с тормозным диском. Если в будущем этот шум начнет вновь слышаться периодически, устранить проблему можно ежедневной нагрузкой на тормозную систему на ровном участке дороги. Проблема полностью исчезнет после полного притирания колодок к диску.
Громкий постоянный визг, скрежет. Такое чаще всего случается, когда тормозная колодка не полностью села на тормозной диск. После установки новых тормозных колодок специалисты советую владельцам машин ездить как минимум 800 км, только после этого можно считать скрежет или визг проблемой и обращаться к специалистам. Такой шум иногда еще может появляться в том случае, когда тормозной диск имеет повреждения или царапины. В этом ничего страшного нет, просто понадобиться больше времени для притирания колодок.
Колодки изнашиваются очень быстро. Причин может быть тысяча. Это и износ или повреждения тормозного диска, неправильно подобранная тормозная колодка по составу, заклинивший тормозной суппорт. Если вы поменяли на автомобиле тормозной диск и суппорт, то, скорее всего надо попытаться подобрать более подходящие по составу тормозные колодки.
Неприятный звук металла по металлу. Это случается очень редко, причина кроется в том, что основная масса колодок содержит мало металла. В таком случае необходимо исключить возможный износ тормозных колодок. При заклинивании тормозных цилиндров или в случае если тормозные диски находятся в плохом состоянии, колодки будут изнашиваться слишком быстро.
Все тормозные колодки имеют специальную металлическую скобу, именно она и является индикатором износа. При достижении критической толщины, эта скоба касается тормозного диска из-за чего и появляется звук металла по металлу, владельцу нужно поменять тормозные колодки.
Педаль тормоза ватная. Если установленный на машине тормозной диск оставляет желать лучшего, после замены тормозных колодок педаль тормоза становится ватной. Чтобы избавится от этого, в большинстве случаев хватает хорошей проработки педалью тормоза на ровном и безопасном участке дороги. Если это не принесло облегчения, надо прокачать тормозную систему. Причиной проблемы может быть тормозная жидкость, которая в себя вбирает из воздуха много воды, это ей свойственно, в результате закипает и впускает воздух в систему торможения. Результат всего этого – существенное ухудшение торможения.
Занос вправо или влево, неровное торможение. Если такое случилось, необходимо срочно обратится к специалистам. Эта проблема нуждается в срочном устранении, так как ездить становится очень опасно. Неровное торможение может вызываться загрязнением тормозной колодки смазкой, некачественной поверхностью тормозного диска и усадкой на него тормозной колодки. Не рекомендуется использовать рядом с колодкой смазку во избежание повреждения фрикционного материала.
Когда следует менять тормозную жидкость? Владельцы машин знают, что особо важно надо следить за тормозной жидкостью, ее уровнем и состоянием. Для определения ее типа достаточно увидеть крышку расширительного бачка, которая находится на главном тормозном цилиндре. Это обычно DOT4 или DOT3. Для долива или замены надо искать ту самую тормозную жидкость, которая использовалась раньше. Менять ее рекомендуется как минимум два раза в год, но если есть желание или необходимость, это можно делать и чаще.
|