Как проверить генератор с помощью мультиметра
В автомобиле генератор играет одну из самых важных ролей, без него все узлы, блоки, приборы, нуждающиеся в электрической энергии, не будут нормально функционировать. Автогенератор сразу включается после запуска мотора на зарядку аккумулятора и питание бортовой сети. Очень важно следить за ремнем генератора и регулярно проверять его натяжение. От этих процедур зависит многое и срок службы ремня и зарядка аккумуляторной батареи. Если регулировка произведена неправильно, ремень может проскальзывать, и не будет вырабатывать достаточное напряжение. Из-за этого АКБ необходимый заряд не получает и со временем разряжается.
Если с электропитанием возникают какие-то проблемы, в первую очередь водитель задается вопросом – как проверить работоспособность генератора. Наилучшим вариантом будет диагностика на сервисе. Но бывают и такие случаи, когда машина не желает заводиться после долгой стоянки в гараже, в таком случае водителю остается либо самостоятельно искать причину и проверять генератор либо искать трос для буксировки автомобиля в сервис. Если вы решили действовать самостоятельно, то эта информация именно для вас, здесь мы расскажем в подробностях как проверить генератор с помощью мультиметра (тестера другими словами).
Чтобы проверить генератор вам необходимо взять мультиметр и желательно найти помощника (друг, сосед или жена, в крайнем случае). Надо сказать, что мультиметр, тестер и авометр фактически являются одним устройством, между собой они различаются только дополнительными функциями.
Приступаем к работе:
1. Проверяем реле генератора. Если в бортовой сети перенапряжение, то оно может вывести из строя любые приборы. Чтобы поддерживать оптимальную разность потенциалов автопроизводители используют реле-регулятор. Описываем подробно действия по проверке регулятора напряжения. Мультиметр нужно активировать, то есть переключить в режим замера напряжения. Дальше заводим машину, меряем напряжение на выходах генератора и клеммах аккумулятора. Если все нормально, то значение должно быть в пределах 14-14,2 В. Жмем на акселератор (именно это и должен делать помощник), при этом величина напряжения больше 0,5 В изменяться не должна. О неправильной работе реле-регулятора говорят другие значения замеренных параметров от тех, которые здесь приведены.
2. Надо проверить диодный мост, в состав которого входит шесть диодов, три из них считаются отрицательными, а три – положительными. Масса половины диодов на катоде, а половина – на аноде. Чтобы проверить нужно перевести прибор в режим «звука». При замыкании контактов щупов возникает писк. Нужно проверить каждый диод в обоих направлениях, писк должен появляться лишь в одном. О том, что диод пробит, говорит звон в обе стороны, тогда его необходимо заменить. В таких случаях желательно менять сразу весь мост.
3. Дальше проверяем статор генератора. Он представляет собой блок в виде металлического полого цилиндра, обмотка генератора уложена внутри. Чтобы проверить, надо отсоединить выводы статора от диодного моста. Оцениваем состояние обмотки, никаких подгораний не должно быть, то же самое относится и к механическим повреждениям. Затем тестер надо перевести в режим замера сопротивления. Обмотка проверяется на пробой, для этого можно проверить сопротивление между любым выводом обмотки и корпусом статора. Полученное значение должно быть как можно больше, лучше, если оно будет стремиться к бесконечности. Если показания тестера меньше 50 Ом, это свидетельствует о скором выходе из строя автогенератора.
4. Ротор генератора. Данный узел представляет собой металлический стержень с намотанной обмоткой, на его одном конце расположены кольца, щетки генератора скользят под ним. Надо извлечь ротор, затем внимательно осмотреть подшипники и обмотку. Затем необходимо с помощью мультиметра проверить целостность обмотки и померить сопротивление контактных колец, значение должно быть в несколько Ом. Если сопротивление около нуля это свидетельствует о коротком замыкании или обрыве цепи, придется менять ротор.
С помощью этой инструкции вы можете в полевых условиях определить поломки генератора. Причем приведенный выше алгоритм действий с успехом можно применять на большинстве современных машин и даже для ВАЗовской классики, главное – 12-вольтовое напряжение в бортовой сети.
|